Лица
(*директор ЮНЕСКО) Господин Коитиро Мацуура занимает ответственный пост с ноября 1995 года.
(*директор ЮНЕСКО в Москве) Господин Филипп Кео занимал ответственный пост с июля 2003 года до 2006 года.
(*директор Юнеско в Москве) Господин Бадарч Дендев занимает ответственный пост с 2006 года.
Подробнее...


  


Реклама
Важно! Столовые и кухни , поставка мебели. в любое удобное для Вас время Полная информация
 

21.08.2012 | Значатся в списках ЮНЕСКО

20 лет назад Кремль и Красная площадь объявлены культурным достоянием человечества

Завтра, 17 ноября, исполняется 20 лет со дня включения Московского Кремля и Красной площади в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальных исторических объектов, являющихся культурным достоянием всего человечества. Это первые из историко-архитектурных ансамблей российской столицы, включенные в данный список вскоре после подписания нашей страной Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Позже, в 1994 и 2004 годах, в список были включены церковь Вознесения в Коломенском и Новодевичий монастырь.

Один из главных критериев пребывания в списке ЮНЕСКО - бережное сохранение памятников и их тщательная научно-художественная реставрация. Эти международные нормы в полной мере соблюдаются федеральными и московскими властями применительно к Кремлю и Красной площади. Древние святыни столицы за минувшие два десятилетия похорошели, стали наряднее, доступнее для граждан, обрели утраченные в прежние годы элементы исторического облика. Вспомним лишь некоторые из проведенных здесь в последнее время археологических и реставрационных работ, а также расскажем о ближайших планах ученых.

Спрятанные иконы

Самым заметным, едва ли не сенсационным событием 2010 года, относящимся к ансамблю Кремля и Красной площади, стало раскрытие надвратных икон на Спасской и Никольской башнях. («Московская перспектива» писала об этой находке ученых).

В мае нынешнего года председатель Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин объявил журналистам, что на двух известнейших башнях Кремля под слоем штукатурки, нанесенным на металлическую защитную сетку, обнаружены старинные иконы-фрески. Образы были скрыты в советское время при реставрации башен и стен предположительно во второй половине 30-х годов, однако благодаря своим «консервирующим» покровам смогли сохраниться. Заметим, что долгие годы у научных работников не было достоверных сведений об иконах на Спасской и Никольской башнях; некоторые считали их безвозвратно утраченными в годы «безбожных пятилеток». Отсутствие в архивах однозначных документов на этот счет и труднодоступность кремлевских построек для исследований лишь подогревало различные слухи. Неизвестно было даже, написаны ли эти иконы прямо на стенах, или являются отдельными художественными элементами. Ученые, впрочем, склонялись к первой версии, так как во втором случае иконы были бы, скорее всего, попросту изъяты после 1917 года и переданы в какой-либо музей, как это случилось со многими знаменитыми иконами из московских храмов. Как бы то ни было, но в течение многих десятилетий на месте былых киотов с иконами зияли два белых заштукатуренных прямоугольника.

Но вот наконец Фонд Андрея Первозванного, с 2007 года выступавший с инициативой восстановления надвратных икон, получил разрешение на необходимые работы. В слоях штукатурки были сделаны шурфы, ученые провели зондирование и обнаружили внутри полые воздушные «камеры» и прекрасные старинные иконы. Рабочие демонтировали сетку-рабицу, скрывавшую святыни, а реставраторы в короткие сроки провели расчистку и поновление икон Спаса Смоленского и Николы Можайского. Работа была сложной и интересной как с археологической, так и искусствоведческой точки зрения. Сам факт консервации фресок подобным способом признан беспрецедентным для Москвы: ведь останься старинная живопись незамурованной в 1930-е годы, она могла бы и вовсе погибнуть под воздействием атмосферных процессов. Вызывает уважение и то, что иконы не уничтожили или, скажем, не зацементировали наглухо, а сохранили нетронутыми для будущих поколений. Нынешним ученым, добравшимся наконец-то до спрятанных икон, важно было изучить слои записи фресок и на основе этих исследований атрибутировать иконы. Работы проводило Межобластное научно-реставрационное художественное управление, созданное в 1974 году. Его специалисты решили открыть наиболее ранние слои живописи, выполненные в технике темперной фрески. Так, изучив икону Спаса Смоленского, реставраторы выяснили, что более раннее изображение конца XVII - первой половины XVIII века написано на желтом фоне (охрой), а позднее - на золотом. Небольшая часть позднего слоя конца XIX века, нанесенного масляной краской, тоже была ими сохранена. Используя темперу, акварель и немного акриловых красок, реставраторы точечно восстановили краски и утраченные фрагменты.

Источник: http://www.mperspektiva.ru

 
© 2008-12 www.U-N-E-S-C-O.ru – список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
При копировании материалов c сайта ставьте, пожалуйста, активную обратную ссылку на нас.
Наши контакты: info@u-n-e-s-c-o.ru