Судоподъемники Центрального канала
В Бельгии судоподъемники Центрального канала являют собой четыре подъемника судов, что были созданы в течение всего бельгийского Центрального канала в период с 1882 по 1917 год. Они были добавлены в перечень наследия ЮНЕСКО в 1998 году.
Все четыре подъемника судов сохранились в том состоянии, в коем они были созданы в конце 19 – начале 20 столетия. Начиная с осени 2002 года было прекращено их коммерческое применение, а весь поток грузов был пущен по созданному новому Центральному каналу с новыми подъемниками судов Стрепи-Тье.
История создания
Идея прокладывания судоходного канала сквозь территорию современной Бельгии к Шарлеруа от Брюсселя для более полного применения каменноугольных месторождений, что были в той местности, принадлежала еще самому Наполеону I. Он отдал распоряжение начать строительства еще в 1802 году.
Данный канал Шарлеруа-Брюссель был подготовлен в 1832 году. К нему в дополнение потребовался еще один, что должен был соединить с помощью воды бассейны рек Шельда и Маас. Данный канал назвали Центральным.
В процессе проектирования стало известно, что на участке между Удан-Гоньи и Тье протяженностью 7 км разница высот на местности достигает 66 метров. Для того чтобы преодолеть эту проблему строительство простых шлюзов не подходило, но в 1879 году английский водный инженер по имени Эдвин Кларк предложил собственное решение: строительство четырех судоподъемников. Из них каждый регулировал уровень примерно на пятнадцать метров.
В 1882 году данный проект одобрило правительство Бельгии. Он предусматривал создание четырех подъемников: в Удан-Гоньи с высотой подъема 15,396 м, затем в Удан-Эмери с высотой 16,934 метра, а также в Тье и Бракеньи с подъемом каждый в 16,933 м.
Самый первый подъемник торжественно открыл бельгийский король по имени Леопольд II в июне 1888 года. Из-за больших расходов на строительство и бурной полемикой, что была этим вызвана, дальнейшие работы оказались заморожены. Создание оставшихся трех подъемников было закончено только в 1894 году.
Дальнейшее прокладывание канала было отложено до 1910 года. После начала I мировой войны и оккупации территории страны войсками Германии в 1915 году, командование немцев запустило в строй 3 последних подъемника, что до этого не применялись, для снабжения собственных частей Западного фронта. После этого Центральный канал был судоходным по всей длине.
В 1998 году все подъемники оказались включены в список ЮНЕСКО.
Ремонты и аварии
В середине января 2002 года на первом подъемнике случилась авария, из-за нее потонуло грузовое судно, а также разрушился подъемный механизм самого подъемника судов. В итоге судоходство по всему каналу прекратилось до ввода в эксплуатацию новой трассы. Сквозь старые подъемники производится сегодня только движение прогулочных и спортивных судов.
В начале весны 2005 года начались ремонтные работы по восстановлению на подъемнике номер 1. Осенью 2009 года закончились работы в промышленных помещениях. В начале осени 2010 года ввели в строй один из 2-х бассейнов. Сегодня ведутся работы на верхних воротах.
|